Услуги

Услуга №1 - «Уточнение наличия литературы».

Уточнить, есть в библиотеке книга, которую хочется прочесть, сегодня можно несколькими способами:

- позвонить в центральный офис или филиал и уточнить наличие информации об интересующей литературе по телефону. Единая база данных позволяет практически любому сотруднику оперативно осуществить поиск издания и сориентировать пользователя: есть ли данная литература, где и как её можно взять;

- прийти в любой офис /филиал библиотеки и на ресепшене узнать о наличии литературы;

- зайти на сайт библиотеки и в электронном каталоге (представленным простым и расширенным поиском) самостоятельно осуществить поиск интересующего издания. На сегодняшний день пользователю предоставляется порядка 20 критериев поиска, для получения максимально точного и быстрого результата. Полученный список можно распечатать или сохранить в электронном виде;

- если пользователь разыскивает периодическое издание, он может воспользоваться Сводным каталогом периодических изданий библиотек города и области, представленным на сайте Библиотеки Автограда;

- зайти на сайт и воспользоваться помощью «дежурного библиографа» - онлайн-консультанта, который сориентирует по наличию литературы, условиями записи в библиотеку и выдачи документов на дом;

- зайти на сайт библиотеки и оставить вопрос в «Гостевой книге»;

- оставить сообщение в любой из социальных сетей, в которых присутствует библиотека. Постоянно обновляемые, «живые» группы Библиотеки Автограда сегодня есть ВКонтакте, Facebook и Twitter;

- при отсутствии необходимой литературы в нашем фонде сотрудники произведут поиск в электронных каталогах библиотек города, а так же в фонде Самарской областной универсальной научной библиотеки и ведущих библиотек России.

Услуга №2 «Запись в библиотеку»

Такая классическая услуга как «запись в библиотеку» так же обрела новые, технологичные способы предоставления сервиса и сегодня максимально удобна для пользователей. Благодаря автоматизированной информационной системе, охватывающей все отделы и филиалы библиотеки, при записи пользователь попадает в единую базу данных, что исключает возможность дублирования записей и необходимость читателю регистрироваться в каждом филиале отдельно. При регистрации в базе читателю присваивается уникальный читательский номер и выдаётся на год (не зависимо от календарного года) читательский билет, оснащённый штрих-кодом.

Зарегистрироваться в Библиотеке Автограда можно:

- на территории завода запись производится по «пропуску ВАЗа», по нему выдаётся Постоянный читательский билет, сроком на один год, с правом выдачи литературы на дом и возможностью обслуживаться во всех отделах и филиалах библиотеке не зависимо от их месторасположения;

- в любом отделе /филиале библиотеки при наличии паспорта (с пропиской или регистрацией в городе) выдается Постоянный читательский билет, при оформлении билета читатель подписывает анкету, давая согласие на обработку и хранение своих персональных данных;

- в любом отделе /филиале библиотеки при наличии военного билета, заграничного паспорта, студенческого билета или любого другого документа удостоверяющего личность можно получить Разовый читательский билет на право посещения всех отделов библиотеки в течении дня и работы с фондом в режиме читального зала;

- на сайте библиотеки достаточно внести ФИО, дату рождения и любую контактную информацию, подтвердить согласие на обработку персональных данных и получить читательский номер - данные пользователя фиксируются в единой читательской базе и при посещении библиотеки «в живую» сотруднику достаточно только откорректировать данные согласно предоставленному документу и выдать читательский билет и анкету.

Онлайн-регистрация предоставляет возможность пользователю воспользоваться ещё одной услугой - заказ или резервирование литературы. Кстати, данный сервис так же представлен несколькими векторами...

Услуга №3 «Заказать или зарезервировать книгу»

Зарезервировать книгу можно сразу после уточнения её наличия, любым удобным способом:

- уточнить наличие литературы по телефону, если экземпляр свободен, можно попросить отложить его и прийти за ним в течение рабочего дня, либо оговоренного времени;

- если пользователь пришел в библиотеку без документов и нашел книгу, которую хотел бы взять на дом, он может отложить её на ресепшене и прийти за ней с документами;

- в любом отделе / филиале читатель может оставить заказ на любую литературу имеющуюся в фондах библиотеки, не зависимо от её местонахождения; выбранный экземпляр привезут в отдел заказа, воспользовавшись автоматизированной процедурой внутрибиблиотечного перемещения фондов;

- найдя интересующий документ в электронном каталоге на сайте библиотеке, пользователь может зарегистрироваться онлайн, оставить заказ на книгу, причём можно выбрать отдел /филиал, в котором ему предпочтительнее забрать литературы, и прийти по указанному адресу в течении трёх рабочих дней. На сегодняшний день в режиме он-лайн доступно резервирование экземпляров, находящихся в состоянии «Выдано», но в ближайшее время заказ можно будет оставить и на свободные экземпляры);

- при наличии читательского билета можно оставить заказ на книгу онлайн-консультанту, библиограф незамедлительно свяжется с отделом хранения экземпляра и попросит зарегистрировать заказ на имя читателя;

- в центральном офисе библиотеки можно воспользоваться такой услугой как Межбиблиотечный абонемент - сотрудники Зала отраслевой литературы осуществят поиск и заказ интересующей читателя литературы в фондах Самарской областной универсальной научной библиотеки и экземпляр придет по почте на имя читателя (услуга является платной, так как заказчик оплачивает почтовый перевод, срок ожидания «посылки» от двух недель до месяца»);

- о Готовности заказа читатель может узнать в Личном кабинете на сайте пользователя и ему позвонят по телефону, оставленному в графе «контактная информация».

Услуга №4 «Книговыдача»

Ещё одним классически-современным образцом библиотечной услуги является книговыдача. Всё обслуживание читателей происходит в автоматизированном режиме. К электронной карточке (электронному читательскому формуляру) подключена книговыдача, контроль заказов и предоставленных пользователю услуг. Здесь исторические особенности нашей библиотеки проявились наиболее ярко:

80 % фонда библиотеки выдаётся на дом, исключением являются свежая пресса, редкие книги, хранящиеся в книгохранилище библиотеки, и грампластинки.

Весь фонд библиотеки снабжен штрихкодами, по которым осуществляется выдача литературы. Сотрудник считывает с читательского билета номер пользователя и попадает в читательский формуляр, затем переходит в область «Книговыдачи» и сканером штрих-кода считывает штрих-коды с книг, срок возврата автоматически проставляется 14 дней, есть возможность вручную откорректировать дату или сбросить на 1 день (режим читального зала). При автматизированной книговыдаче не маловажным является тот факт, что если возрастной ценз экземпляра не соответствует возрасту читателя, то информационная система выдаст соответствующее предупреждение. Также при возврате и выдаче экземпляров осуществляется контроль на наличие заказа на издание, очерёдность и контактная информация читателя.

В Центральном офисе вся книговыдача сконцентрирована на первом этаже библиотеки и осуществляется в «Секторе контроля и учёта». Выбрав литературу в любом из отделов, расположенных на четырёх этажах библиотеки, читатель осуществляет их запись на первом этаже. Здесь же он может получить информацию о задолженностях, наличии книг на руках, получить распечатку своей книговыдачи, посмотреть историю книговыдачи, продлить срок выдачи и оформить заказ на любой экземпляр.

При желании читатель может поработать с литературой в режиме читального зала, причём разместившись с выбранными экземплярами в любом приглянувшемся ему месте: в зоне каталогов на четвертом этаже, в зимнем саду на третьем, в отделе искусств, зале иностранной или художественной литературы, а также в мягкой зоне в холле библиотеки.

Если у читателя нет возможность подняться выше первого этажа, то это не является для него препятствием в получении требуемой литературы. Квалифицированные сотрудники свяжутся со специалистами отделов, подберут интересующие издания и на книжном лифте спустят их на первый этаж. Доступность это одно из приоритетных направлений развития нашей библиотеки.

В стенах библиотеки читатель может поработать с электронными базами данных, получить доступ к Национальной электронной библиотеке, познакомится с видео и аудио ресурсами отдела искусств.

В филиалах библиотеки книговыдача осуществляется в том же режиме, что и в центральном офисе.

Не маловажным является возможность создания электронного Семейного формуляра, с книговыдачей всем членам семьи, подбором литературы с учетом интересов читателей, их возрастом и спецификой.

Около сорока лет назад в библиотеках, расположенных на территории завода, был придуман и внедрён «Бригадный абонемент» - данная форма обслуживания представляла собой выдачу литературы на бригаду, а зарегистрированным читателем являлся ответственный (бригадир). Сегодня бригадная форма обслуживания, такая как «бригадный абонемент» и «общественный читальный зал» продолжают успешно функционировать, претерпев однако определенную модернизацию и встроившись в автоматизированную систему обслуживания читателей.

На сайте библиотеки представлены полнотекстовые издания краеведческой литературы, издания о заводе, по истории города, а также творчество современных тольяттинских авторов. Все тексты размещены с согласия авторов и после заключения с ними договора. Полнотекстовая база данных регулярно пополняется.

Услуга №5 «Доступ к интернету, WiFi, аудио и видео»

Среди уже ставшими классикой услуг библиотеки особое место занимает предоставление доступа к сети Интернет, wi fi (пароль выдается при регистрации читателя в центральном офисе библиотеки), ксерокопия, сканирование, доступ к нормативно-правовой базе Консультант Плюс, прослушивание грампластинок и видеозаписей.

В Интернет центре библиотеки проводится обучение работе на компьютере пользователей пенсионного возраста, преподаются основы работы, безопасность, доступ к гос. услугам, правовой и социально-значимой информации.

Услуга №6 «Формирование тематических библиографических списков»

Одной из услуг, предлагаемых пользователям библиотеки, является формирование тематических библиографических списков по заказам читателей, а так же библиографическое информирование - при наличии договоренности с физическим или юридическим лицом Информационно-библиографический отдел осуществляет регулярное формирование списков, по интересующей заказчика литературы с просмотром источников de vizu.

Используемая в работе библиотеки Автоматизированная система управления библиотечным комплексом «Автоград», разработанная специалистами библиотеки, позволяет фиксировать интересы читателей, формировать читателей в группы и при наличии новинок рассылать групповые или персональные сообщения.

Услуга №7 «Общественные центры доступа к информации для всех!»

На базе библиотек работают Общественные центра доступа к правовой и социально-значимой информации; для посетителей специализированной библиотеки для слепых и слабовидящих предоставляется такая услуга как Чат с Самарской областной библиотекой для слепых; организация мероприятий с использованием мультимедийного оборудования библиотеки - проектор, экран, микшерный пульт, колонки, микрофон, система kinect (бесконтактный сенсорный контроллер).

Современные технологии позвонили модернизировать классические услуги в сервисы, доступные в модном формате 24/7/365(6). Фонды находятся в открытом доступе. Отыскав нужный экземпляр в электронном каталоге, можно зарезервировать его онлайн или по телефону, получить уведомление о готовности заказа, проконтролировать книговыдачу, продлить книги и получить личное сообщение о новинках по интересам. От привычной всем «классики» до подкупающей своим удобством и мобильностью «современности». Движение – продолжается!..